ТАХОГРАФЫ/ГЛОНАСС
  Отдел продаж
+7 (3452) 75-75-25



Водителям прописали уход врачей. Меняется порядок медосмотра для желающих получить права
Перейти к списку новостей

Вступают в силу новые правила проведения медосмотра для претендентов на получение водительских прав. Минздрав упростил процедуру, исключив из нее обследование кандидатов рядом врачей, в результате медсправка должна обойтись дешевле. Эксперты, впрочем, сомневаются в этом, ведь добавился ряд новых опциональных, но дорогостоящих процедур — анализы мочи и крови. По ним врачи определят частоту приемов алкоголя и решат, может ли гражданин водить машину.

Вступающий в силу приказ Минздрава 344н утверждает новый порядок проведения медицинской проверки водителей и желающих получить права. Проверка, напомним, проводится для выявления заболеваний, при которых запрещено управлять машиной. До сих пор в рамках обследования необходимо было получить заключения пяти специалистов — терапевта, хирурга, невролога, офтальмолога, ЛОРа. Кроме того, в ГИБДД необходимо представить справку из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что гражданин не стоит на учете.

Теперь заключения невролога, ЛОРа и электроэнцефалография (ЭЭГ) будут обязательны только для желающих водить грузовые машины (категории С и выше). Если нарколог в диспансере обнаружит признаки приема наркотиков, гражданина могут попросить сдать анализ мочи — будут проведены "химико-токсикологические исследования в целях определения психоактивных веществ". Врачи также могут взять и анализ крови, чтобы проверить наличие специальных маркеров (так называемый углевод-дефицитный трансферрин), свидетельствующих о том, что гражданин злоупотребляет алкоголем. Если психиатр обнаружит "симптомы заболевания, являющиеся противопоказанием" к управлению машиной, то кандидата направляют на психиатрическое освидетельствование. Отказаться от этого нельзя: справку не выдадут.

 

С 1 июля, согласно новому приказу, также будет действовать новый бланк справки: старые можно будет предъявлять в ГИБДД еще год (то есть до 1 июля 2017 года).

Напомним, несколько лет назад к системе контроля здоровья водителей претензии предъявила Генпрокуратура: ведомство выявило, что права получили десятки тысяч граждан, состоящих на учете в диспансерах (их удостоверения затем были аннулированы через суд). После этого Минздрав приступил к ужесточению процедуры выдачи справки, в апреле 2014 года для этого население обязали получать заключения в диспансерах, а в определенных случаях делать ЭЭГ. Но осенью того же года правила раскритиковал мэр Москвы Сергей Собянин, заявив, что в комиссиях "реально ничего не смотрят, ничего не исследуют". Правительство после этого дало поручение Минздраву изменить порядок, что и было сделано спустя два года.

Отметим, что основное недовольство граждан, как правило, вызвано необходимостью посещать диспансеры и стоимостью справки, которая может доходить с учетом всех процедур до 5 тыс. руб. в Москве. В Минздраве считают, что цены теперь снизятся. "Основные затраты связаны с проведением инструментальных и лабораторных исследований",— пояснили "Ъ" в пресс-службе ведомства. Удешевление может достигать 80% для сдающих на права легковых и мотоциклетных категорий, говорят в Минздраве.

"Не думаю, что станет дешевле,— возражает врач-нарколог Александр Ковтун.— Хотя убрали ЭЭГ и ряд врачей, появились и дополнительные анализы. Определение ферментов на алкоголь в крови требует специального оборудования, причем его делает только один производитель. Оно есть далеко не у всех". Примерно половина водительских комиссий, по оценкам господина Ковтуна, законно работать не смогут, что создаст дефицит мест, где можно получить справку. Еще одна сложность заключается в том, что до сих пор для работы медкомиссии нужна была единая лицензия, а теперь нужно будет несколько — для ЛОРа, офтальмолога, невролога и т. д. На практике это означает, что у каждого специалиста должен быть отдельный кабинет, говорит Александр Ковтун (сейчас все врачи могут принимать в одном помещении). "При этом водитель может и не знать, что организация работает в нарушение требований,— пояснил "Ъ" господин Ковтун.— Впоследствии туда придет проверка, аннулирует лицензию, а прокуратура сможет через суд остановить действие водительских прав".


Лента новостей