ТАХОГРАФЫ/ГЛОНАСС
  Отдел продаж
+7 (3452) 75-75-25



Грузовики пытаются нащупать газ. Их продажи немного выросли
Перейти к списку новостей

Во втором квартале на рынке коммерческого транспорта наметилось некоторое оживление: так, продажи грузовиков росли с апреля. Но пока участники рынка не спешат с выводами о восстановлении спроса — по их оценкам, продажи начались практически "вынужденно" из-за слишком долгого отложенного спроса. В отрасли рассчитывают, что объем рынка сохранится на уровне прошлого года, аналитики полагают, что восстановление и в сегменте LCV, и по грузовикам начнется не раньше 2017 года.

Рынок коммерческих автомобилей в целом наравне с сегментом легковых машин продолжает сокращаться: продажи грузовиков, по данным агентства "Автостат", за полгода упали на 9%, до 21,8 тыс. машин, продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) — на 8%, до 40 тыс. шт. При этом рынок грузовиков три месяца подряд проявлял положительную динамику: в июне продажи выросли на 2%, до 4,1 тыс. автомобилей, в мае — на 8%, до 3,3 тыс. машин, в апреле — на 14%, до 4,4 тыс. грузовиков.

На фоне падения спроса на грузовики в целом за полгода лидер рынка КамАЗ нарастил свою долю на 7 п. п., до 40% (см. также инфографику), продажи выросли на 11,5%, до 8,8 тыс. машин. Реализация грузовиков группы ГАЗ осталась стабильной — 3,3 тыс. машин, продажи "Урала" выросли на 2%, до 1,3 тыс. шт. Третий на рынке белорусский МАЗ сократил продажи на 23%, до 1,3 тыс. шт. Наибольшее падение спроса — у иностранных брендов. Продажи Isuzu снизились на 19%, до 892 шт., Scania — на 37,5%, до 757 шт., Mercedes — на 36%, до 475 шт.

В КамАЗе подтверждают положительную тенденцию и отмечают, что их продажи начали расти раньше, чем рынок, с марта. Это в компании объясняют выводом на рынок новинок, а также девальвацией рубля, благодаря чему иностранные бренды становятся менее конкурентоспособными. Но в КамАЗе не готовы говорить о выходе рынка из кризиса: он стабилизировался, но дает о себе знать эффект низкой базы прошлого года. По итогам года в концерне ожидают сохранения рынка на уровне 2015 года или роста в пределах 10%. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) полагают, что рынок в 2016 году останется на прошлогоднем уровне либо немного сократится. Глава комитета коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин связал оживление со слишком долгим отложенным спросом, который начал реализовываться.

На рынке LCV, напротив, в июне продажи снизились на 18%, до 7,5 тыс. шт., в мае реализация упала на 0,3%, до 6,8 тыс. шт., а в апреле продажи росли на 10%, до 8,1 тыс. шт. Лидер рынка группа ГАЗ, по подсчетам "Автостата", за полгода нарастила присутствие на рынке на 4 п. п., до 44%, продажи выросли на 1%, до 17,6 тыс. машин. УАЗ, наоборот, показал падение на 15%, до 8,4 тыс. машин. Реализация Ford сократилась на 4%, до 2 тыс. шт., Mercedes — на четверть, до 2,8 тыс. машин. Помимо группы ГАЗ положительная динамика из популярных на рынке брендов лишь у Volkswagen — на 52%, до 2,1 тыс. шт.

В группе ГАЗ традиционно подчеркивают расхождение своих данных с расчетами "Автостата" и утверждают, что с учетом продаж спецтехники за полгода продали 24 тыс. LCV, а рост составил 6%. По данным компании, в целом рынок LCV в РФ за полугодие вырос примерно на 2%. В группе не видят факторов, которые указывали бы на то, что рост стал установившимся трендом: "Покупательская способность малого и среднего бизнеса все так же низка, а высокая стоимость кредитов остается сдерживающим фактором". В Volkswagen считают, что говорить о восстановлении рынка рано, а рост своих продаж объясняют, в частности, обновлением модельных групп Caddy 4 и T6 осенью прошлого года. Кроме того, поскольку модели локализованы в РФ, у компании есть право на участие в госзакупках. В "Соллерсе" продажи УАЗ не комментируют, но источник "Ъ" на рынке отметил, что его реализация "существенно зависит от госконтрактов, спрос волатилен, а корпоративные клиенты практически отсутствуют".

По базовому сценарию PwC, рынок LCV по итогам года сократится на 16%, до 77 тыс. машин, восстановления рынка до объемов чуть выше 2015 года (95 тыс. автомобилей) аналитики ждут только с 2017 года. Продажи грузовиков, по прогнозу PwC, упадут на 23,5%, до 39 тыс. шт., в 2017 году начнется восстановление, а емкость рынка может достигнуть 53 тыс. грузовиков.


Лента новостей