ТАХОГРАФЫ/ГЛОНАСС
  Отдел продаж
+7 (3452) 75-75-25



Опасное вхождение. Вступила в силу новая версия ПДД
Перейти к списку новостей

Для контроля за лихачами ГИБДД отныне задействует все доступные средства видеофиксации: камеры, установленные в патрульных машинах, системы городского видеонаблюдения, автоматические дорожные комплексы и видеорегистраторы граждан. В среду вступила в силу новая редакция Правил дорожного движения (ПДД), запрещающая водителям опасное вождение. Нарушителями станут граждане, совершающие необоснованно резкие маневры на дороге. ГИБДД РФ готовит для инспекторов «рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения Правил дорожного движения». Штрафовать за него пока не будут, санкции появятся только к концу года.

В новой редакции ПДД (утверждена постановлением правительства РФ №477) под опасным вождением понимается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом» действий: отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом проезда; перестроение при интенсивном движении на всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота); несоблюдение безопасной дистанции, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Эти маневры признаются опасными, если они провоцируют «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Прежде всего разобраться в том, что такое опасное вождение, предстоит сотрудникам ДПС: ГИБДД РФ разрабатывает соответствующую методику для инспекторов. «Региональным подразделениям Госавтоинспекции будут даны рекомендации по выявлению и процессуальному закреплению указанного нарушения Правил дорожного движения»,— пояснили “Ъ” в ведомстве.

Содержательную часть документа в ГИБДД пока не раскрывают, известно только, что при его подготовке использованы наглядные примеры опасного вождения, размещенные на правительственном сайте «опасноевождение.рф» (разрабатывался при участии сотрудников Белого дома, ГИБДД и общественных экспертов). Также готовится новая редакция регламента по надзору за дорожным движением (изменения будут вноситься в приказ МВД №185).

«Наиболее значимым доказательством данного нарушения» станет видео движения автомобиля-нарушителя, пояснили “Ъ” в ГИБДД. Если на записи четко виден номер автомобиля, начинается расследование, для чего в отделение ГИБДД вызывается собственник машины. Запись будет вестись с помощью штатных видеорегистраторов, установленных в патрульных автомобилях, либо с помощью «других видеозаписывающих устройств», их применение регламентируется приказом МВД №185. Как сообщили “Ъ” в ГИБДД, ежесуточно по всей России на обеспечение безопасности дорожного движения и охрану общественного порядка выставляется около 10 тыс. нарядов ДПС ГИБДД, всего в распоряжении инспекторов есть 27 тыс. видеорегистраторов.

Кроме того, пояснили “Ъ” в Госавтоинспекции, в качестве подтверждения факта опасного вождения будут рассматриваться видеозаписи камер наружного наблюдения (в Москве их, к примеру, более 145 тыс.), а также сеть камер автоматической фиксации нарушения ПДД (всего их более 10 тыс. по России, в Москве — более 800, в Московской области — более 250). Одним из «эффективных» способов в ГИБДД называют применение патрульных машин ДПС скрытого контроля (без опознавательных знаков), в салоне которых установлена видеокамера. Отметим, что опыт использования видеозаписей для возбуждения административных дел против нарушителей у ГИБДД уже есть. Так, в 2015 году записи видеорегистраторов в патрульных машинах были использованы более чем в 230 тыс. случаев для подтверждения фактов нарушения ПДД, за пять месяцев 2016 года — более чем при 93 тыс. нарушений.

В качестве доказательств ГИБДД будет принимать записи с видеорегистраторов других водителей, но, отметили в ведомстве, «с приобщением к ним соответствующих пояснений (показаний свидетеля)». Это допускается ст. 28.1 КоАП, где указано, что «сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения, подлежат обязательному рассмотрению ГИБДД». Сотрудники Госавтоинспекции должны будут оценить запись и принять «процессуальное решение», то есть возбудить административное дело. Предоставить “Ъ” статистику по количеству материалов, составленных по видеозаписям, присланным гражданами, в ГИБДД не смогли. Пока не очень понятна технология, как ведомство будет принимать записи от граждан, но в Минкомсвязи ранее заявляли, что возможно сделать специальное мобильное приложение для этих целей.

Напомним, способы борьбы с агрессивными водителями обсуждаются властями с 2013 года. В 2015 году ГИБДД разработала первую версию изменений в ПДД: она прошла общественное обсуждение, затем по просьбе премьера Дмитрия Медведева была доработана и внесена в правила постановлением правительства. Многие эксперты назвали новое определение довольно сложным для восприятия. Кроме того, опасность того или иного маневра будет определять инспектор ГИБДД, просматривающий видеозаписи, что также вызывает недовольство многих правозащитников, о чем сообщал “Ъ” ранее.

Пока технология фиксации нового вида нарушений еще не отработана и не внесены изменения в КоАП, наказывать за опасное вождение не будут. ГИБДД предлагала штраф 5 тыс. руб. Однако на финальном этапе согласования новых правил в Москве произошел инцидент, который спровоцировал новую волну обсуждения возможных санкций. Напомним, 22 мая столичный житель Абдувахоб Маджидов, находясь за рулем Mercedes, возвращаясь из ночного клуба, выезжал на встречную полосу, превышал скорость, катался по тротуару, провоцируя сотрудников ДПС на погоню. Полиции удалось задержать лихача: сейчас он отбывает административный арест за неповиновение полицейским. Кроме того, возбуждено уголовное дело по ст. 318 УК РФ «Угроза применения насилия в отношении представителя власти». Первый вице-премьер Игорь Шувалов уже заявил, что штраф за опасную езду должен быть «более 5 тыс. руб.». Начальник столичной полиции Анатолий Якунин настаивает на уголовном преследовании водителей, которых уличили в опасной езде повторно. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что судьи должны иметь возможность применять разные виды санкций, от штрафа до ареста, в зависимости от обстоятельств. В любом случае поправки к КоАП будут разрабатываться уже новым составом Госдумы после выборов, которые состоятся 18 сентября.


Лента новостей